Иконы Пресвятой Богородицы

…Царица Небесная по тому особому дару, который Она удостоилась получить от Своего Сына, сопутсвует каждому человеку на протяжении всей его жизни. Когда же у людей хватает сил и разумения совместно обращаться к Божией Матери за помощью,как то много раз случалось в истории, Она проявляет заботу и о человеческой общности,и о народе и о стране. А поскольку мало где в мире имя Пресвятой Богородицы вспоминается с такой верой и так часто как в России, на исторической Святой Руси,то мы знаем, что Русь находится под Её Пречистым Покровом. 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 — ÷ —

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

по датам празднования


…………………………………………………………

• 22 декабря (09.12); 14 мая (01.05)

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

кона Божией Матери «Нечаянная Радость» названа в память о событии, когда  некий грешник обращаясь через святую икону к образу Пречистой Богородицы, вдруг услышал ответ :»Ты и прочие грешники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Тогда только раскрылась перед ним бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Наконец, была дана ему нечаянная им уже радость прощения и оставления грехов.


…………………………………………………………

• 10 декабря (27.11.ст.с.)

«ЗНАМЕНИЕ»

коны Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.В память чудесной победы архиеп. Иоанном 27 нояб. был установлен праздник. До нач. 40-х гг. XV в. Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». 


…………………………………………………………

• 02 декабря (19 .11.ст.с.)  

«В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ»

б­сто­я­тель­ства пер­во­на­чаль­но­го про­ис­хож­де­ния об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри «В скор­бех и пе­ча­лех Уте­ше­ние» неиз­вест­ны, но пись­мо ико­ны сви­де­тель­ству­ет о том, что она очень древ­няя. Есть пре­да­ние, что ико­на при­над­ле­жа­ла ца­ре­град­ско­му пат­ри­ар­ху свя­ти­те­лю Афа­на­сию III, с ко­то­рым она по­бы­ва­ла во всех ски­та­ни­ях и пу­те­ше­стви­ях вла­ды­ки и в 1653 го­ду впер­вые при­бы­ла в Рос­сию.

Ико­на  устро­е­на в ви­де створ­ча­то­го склад­ня. Кро­ме Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри, на ней изо­бра­же­ны свя­тые ве­ли­ко­му­че­ни­ки Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец и Ди­мит­рий Со­лун­ский, свя­той Иоанн Пред­те­ча и свя­той апо­стол и еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов, пре­по­доб­ные Ан­то­ний, Ев­фи­мий, Онуф­рий, Сав­ва Освя­щен­ный, свя­ти­те­ли Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский и Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец.


…………………………………………………………

  • 22 ноября (09.11.ст.с.)

«СКОРОПОСЛУШНИЦА»

удотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» — одна из древнейших икон Богородицы. Первообраз иконы находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. История этой иконы насчитывает уже более тысячи лет. По преданию она написана в X веке по благословению основателя афонского Дохиарского монастыря преподобного Неофита.


…………………………………………………………

• 6 ноября (24.10.ст.с.)

«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

кона впервые прославилась в Москве в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Икона «Всех Скорбящих Радость» – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.


…………………………………………………………

4 ноября (22.10.) ; 21 июля (08.07.)

«КАЗАНСКАЯ»

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579).

_ В истории России было «Смутное время», когда страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, обманом овладели Москвой. По призыву  Патриарха, русский народ встал на защиту Родины. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. В ополчение князя Д. М. Пожарсккого, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.Молитва была услышана и было открыто о перемене- суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Празднование в честь этой Казанской иконы установлено в 1649 году, и с тех пор особо почитается русским православным народом.

 Чтимые списки иконы Богоматери «Казанская»:
*Казанская (Вышенская ) (1812); *Казанская (Петербургская) (1721); *Казанская (Вязниковская) (1624); *Казанская (в Москве ) (1612); *Казанская (Каплуновская) (1689);
*Казанская (Тамбовская) (1695);  *Казанская (Пензенская) (1717);  *Казанская (Высочиновская) (XVIII); *Казанская (Нижнеломовская) (1643); *Казанская (Песчанская) (1754); *Казанская (Шлиссельбургская); *Казанская (Тобольская) (1661); *Казанская (Ярославская) (1588); *Казанская (Чимеевская) (1770); *Казанская (Витебская) (1655); *Якобштадтская (XVII).

…………………………………………………………

• 28 октября (15.10.ст.с.)

«СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»

тарец Амвросий, назвав образ «Спорительница хлебов», указывал этим, что Пресвятая Богородица — «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».

Для христианина «хлеб насущный» – это не только и не столько тот хлеб, который мы едим, но и «хлеб неснедаемый алчущих», поскольку «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».


…………………………………………………………

• 20 октября (07.10.ст.с.)

«УМИЛЕНИЕ» ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ

сково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» написана в 1521 году. Является списком с Владимирской иконы Божией Матери. Икона не раз являла свою милость и чудодейственную помощь православному русскому народу. Особенно прославилась в 1581 году во время осады Пскова и Псково-Печерского монастыря польско-литовскими войсками Речи Посполитой.


…………………………………………………………………

Икона Божией Матери ''Целительница'' • 01 октября  (18.09.ст.с.)

«СКОРОПОСЛУШНИЦА»

дна из древнейших икона Божией Матери «Целительница», находившаяся в Москве, является копией с образа из Цилканского храма в Карталинии, написанного во времена святой равноапостольной Нины (IV век). Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика.


…………………………………………………………

 • 21 сентября  (08.09.ст.с.)

«СОФИЯ, ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ»

та икона занимает особое место в Русской Православной Церкви. Впервые этот образ появился в Византии.  Все списки с изо­бра­же­ни­ем Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, изо­бра­жают Бо­жию Ма­терь и во­пло­тив­шу­ю­ся от Нее Ипо­стас­ную Пре­муд­рость — Сы­на Бо­жия, вы­ра­жа­я од­ну глав­ную мысль. Воплощении Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией.


…………………………………………………………

  • 17 сентября  (04.09.ст.с.)

«НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»

та икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов — неопалимую купину, т.е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.


…………………………………………………………

  • 08 сентября (26.08.);06 июля     (23.06);03 июня(21.05).

«ВЛАДИМИРСКАЯ»

та ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на Еван­ге­ли­стом Лу­кой на дос­ке от сто­ла, за ко­то­рым тра­пе­зо­вал Спа­си­тель с Пре­чи­стой Ма­те­рью и пра­вед­ным Иоси­фом. Бо­жия Ма­терь, уви­дев этот об­раз, про­из­нес­ла: «От­ныне убла­жат Ме­ня все ро­ды. Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя с этой ико­ной да бу­дет».  В 1131 го­ду ико­на бы­ла при­сла­на на Русь из Кон­стан­ти­но­по­ля свя­то­му кня­зю Мсти­сла­ву и бы­ла по­став­ле­на в Де­ви­чьем мо­на­сты­ре Вы­ш­го­ро­да- древ­не­го удель­но­го го­ро­да свя­той рав­ноап­о­столь­ной ве­ли­кой кня­ги­ни Оль­ги.  Сын Юрия Дол­го­ру­ко­го свя­той Ан­дрей Бо­го­люб­ский в 1155 го­ду при­нес ико­ну во Вла­ди­мир и по­ме­стил в  Успен­ском со­бо­ре. С то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла име­но­ва­ние Вла­ди­мир­ской. В 1395 го­ду ико­ну впер­вые при­нес­ли в Моск­ву. Так бла­го­сло­ве­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри скре­пи­лись ду­хов­ные узы Ви­зан­тии и Ру­си — через Ки­ев, Вла­ди­мир и Моск­ву.


…………………………………………………………

  • 01 сентября  (19.08.ст.с.)

«ДОНСКАЯ»

онская икона Божией матери — одна из самых чтимых в России чудотворных икон. По преданию, была написана Феофаном Греком. Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательнейшего события русской истории — Куликовской битвы 1380г.


…………………………………………………………

• 31 августа  (18.08.ст.с.) 

«ВСЕЦАРИЦА»  

удотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (по-гречески – «Пантанасса»), находится на Святой Горе Афон в Греции. «Всецарица» считается самой «сильной» в мире иконой, исцеляющей раковых больных. Божия Матерь являет Свою неизреченную милость и подает исцеление всем, кто с верой и любовью обращается к Ней в молитве пред Ее прославленным образом.


…………………………………………………………

 • 28 августа  (15.08.ст.с.)

«ВИФЛЕЕМСКАЯ»

у­до­твор­ная Виф­ле­ем­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­хо­дит­ся в ба­зи­ли­ке Рож­де­ства Хри­сто­ва в Виф­ле­е­ме, в несколь­ких мет­рах спра­ва от спус­ка в Пе­ще­ру Рож­де­ства, у сте­ны, в де­ре­вян­ном ки­о­те. Это, по­жа­луй, един­ствен­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на ко­то­рой Она улы­ба­ет­ся. Об­раз был на­пи­сан в Рос­сии и пе­ре­дан в Виф­ле­ем им­пе­ра­три­цей Ели­за­ве­той, по­сле то­го, как она ис­це­ли­лась пред ним от тя­жё­лой бо­лез­ни.


…………………………………………………………

 • 27 августа (14.08.ст.с.)

«БЕСЕДНАЯ»  

е­сед­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­зы­ва­ет­ся так по­то­му, что на ней изо­бра­жа­ют­ся Бо­жия Ма­терь и свя­ти­тель Ни­ко­лай Мир­ли­кий­ский, бе­се­ду­ю­щие с по­но­ма­рем Ге­ор­ги­ем. Это со­бы­тие про­изо­шло вско­ре по­сле яв­ле­ния Тих­вин­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в 1383 г., ко­гда Са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­ве­ле­ла по­но­ма­рю Ге­ор­гию ска­зать, чтобы над но­во­устро­ен­ным в Ее честь хра­ме в Тих­вине по­ста­ви­ли де­ре­вян­ный крест, а не же­лез­ный. Ико­но­гра­фия сю­же­та Бе­сед­ной ико­ны точ­но от­ра­жа­ет «Ска­за­ние». Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей на сруб­лен­ном (ино­гда рас­ту­щем) де­ре­ве, по­кры­том ли­стья­ми или цве­та­ми, с «черв­ле­ным жез­лом» в пра­вой ру­ке. Пе­ред Бо­го­ро­ди­цей – свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец и ко­ле­но­пре­кло­нен­ный по­но­марь Ге­ор­гий.


…………………………………………………………

   • 26 августа (13.08. ст.с.)

«СЕМИСТРЕЛЬНАЯ»

кона Пресвятой Богородицы «Семистрельная» одна из самых известных икон на Руси. На протяжении многих веков христиане взывали к Царице Небесной через эту икону, если в стране начинались войны или мятежи. Перед иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная» молятся когда в жизни человека случается какой-либо разлад, ссора, начинается вражда или сложная тяжба. Почитается этот светлый образ Богородицы и в качестве хранителя домашнего очага. Пречистой Деве молятся перед иконой «Семистрельная», чтобы сохранить гармонию в доме, примириться с родственниками, разрешить длительный конфликт с близкими людьми, улучшить отношения между супругами, а также детьми и родителям.


…………………………………………………………

    • 10 августа  (28.07.ст.с.) 

«Смоленская икона Божией Матери    «ОДИГИТРИЯ»      

ту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей..  По церковному преданию, эта икона была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы.

Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список , который поместили в башне Смоленской крепостной стены.Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России.


 …………………………………………………………

 • 05 августа (23.07.ст.с.)

«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»  (с грошиками)  

ко­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» (с гро­ши­ка­ми) про­сла­ви­лась в 1888 го­ду в Пе­тер­бур­ге, ко­гда во вре­мя страш­ной гро­зы мол­ния уда­ри­ла в ча­сов­ню, но на­хо­див­ша­я­ся в ней свя­тая ико­на Ца­ри­цы Небес­ной, пред­став­ля­ю­щая со­бой спи­сок с ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость», оста­лась непо­вре­жден­ной. Об­раз, до то­го вре­ме­ни с по­тем­нев­шим от ко­по­ти ли­ком, об­но­вил­ся и про­свет­лел. Об­го­рел толь­ко шнур, на ко­то­ром свя­тая ико­на ви­се­ла в уг­лу ча­сов­ни, да при­лип­ли к по­верх­но­сти несколь­ко мел­ких мед­ных монет (гро­ши­ков) из раз­би­той вдре­без­ги круж­ки для по­да­я­ний. С тех пор мно­гие бо­ля­щие и страж­ду­щие, при­бе­гав­шие к Пре­свет­лой Вла­ды­чи­це с ис­крен­ней ве­рой и го­ря­чей мо­лит­вой, по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние пе­ред Ее свя­тым об­ра­зом. В 1898 го­ду на ме­сте ча­сов­ни бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. Икона находится в Скорбященской церкви Санкт-Петербурга (подворье Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря).


…………………………………………………………

 • 11 июля  (28.06.),25 июля (12.07.)

«ТРОЕРУЧИЦА»

кона Божией Матери «Троеручица» — чудотворная икона, пред которой получил исцеление отрубленной руки преподобный Иоанн Дамаскин, передан им в Лавру преподобного Саввы Освященного. В ХIII веке святая икона находилась в Сербии, а впоследствии чудесно перенесена на Афон в Хиландарский монастырь.


 …………………………………………………………

 • 09 июля  (26.06.ст.с)

«ТИХВИНСКАЯ»

_Тихвинская икона Божьей Матери является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы, упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х., когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства. Сейчас восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве.


 …………….…………………………………………

• 01 июля (18.06.ст.с.)

«БОГОЛЮБСКАЯ»

_Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон домонгольского периода, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери. Ис­пол­няя по­ве­ле­ние, бла­го­вер­ный князь Ан­дрей за­ло­жил на ука­зан­ном ме­сте ка­мен­ную цер­ковь в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где об­ра­зо­вал­ся и мо­на­стырь. За­тем свя­той князь при­звал ис­кус­ных ико­но­пис­цев и про­сил изо­бра­зить Бо­жию Ма­терь так, как ви­дел Ее в яв­ле­нии: во весь рост со свит­ком в пра­вой ру­ке и ли­ком, об­ра­щен­ным к Спа­си­те­лю.


 ………………………………………………………

 • 24 июня (11.06.ст.с.)

« ДОСТОЙНО ЕСТЬ » (Милующая)

удотворная икона Божией Матери «Достойно есть» находится в столице Афона городе Карее на горнем месте алтаря соборного храма.  Вре­мя ее яв­ле­ния опре­де­ля­ет­ся 980 го­дом, про­слав­ле­ния – 1864 го­дом.

        Пред ней молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастии в браке, при несчастных случаях.


 ………………………………………………………

 • 21 июня (08.06.ст.с.)

« ЯРОСЛАВСКАЯ » 

 ро­слав­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри ста­ла пер­вой чу­до­твор­ной ико­ной, яв­лен­ной Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цей во вре­мя та­та­ро-мон­голь­ско­го ига. Она бы­ла при­не­се­на на Русь (ве­ро­ят­но, из Ки­е­ва) по­чти сра­зу по­сле на­ше­ствия Ба­тыя. Этим об­ра­зом Бо­го­ма­терь по­се­ти­ла рус­скую зем­лю и уте­ши­ла пра­во­слав­ных в скор­би. Зна­ме­на­тель­но, что это был об­раз «Уми­ле­ние», ис­пол­нен­ный ма­те­рин­ской за­бо­ты и по­пе­че­ния. (По­доб­ным об­ра­зом в ли­хо­ле­тье 1917 го­да в день от­ре­че­ния Ни­ко­лая II – бу­ду­ще­го цар­ствен­но­го стра­сто­терп­ца – яви­лась Дер­жав­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри). Яро­слав­ская ико­на бы­ла при­не­се­на в Яро­славль свя­ты­ми бла­го­вер­ны­ми кня­зья­ми Ва­си­ли­ем и Кон­стан­ти­ном.


…………………………………………………………

Икона Божией Матери ''Неупиваемая Чаша''• 18 мая (05.05. ст.с.)

«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» 

о иконографии относится к типу «Оранта». «Неупиваемая Чаша» — чудотворная икона Богородицы, дарованный Богом в 1878 году. Славится скорым исцелением страждущих от многих пагубных недугов.  Икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.

Богоматерь изображена с воздетыми вверх руками, перед Ней — Богомладенец, стоящий в чаше. Это Чаша Причащения — неистощимый источник духовной радости и утешения. Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия. 


…………………………………………………………

Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием• 16 мая (03.05. ст.с.); 30 августа (17.08. ст.с.)

«СВЕНСКАЯ — ПЕЧЕРСКАЯ» 

венская Печерская икона Божией Матери была написана в двенадцатом веке преподобным Алипием Печерским, монахом Киево-Печерской лавры. Он был одним из первых и лучших русских иконописцев. На иконе изображена Царица Небесная, сидящая на престоле, с Богомладенцем Христом на коленях. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерский, основатели Киево-Печерской лавры. В 1288 этот образ был перенесён в Брянск по просьбе черниговского князя Романа Михайловича. Возведённая им Брянская Свенская обитель стала одним из старейших русских монастырей.

Чудотворная Свенская- Печерская икона Божией Матери в наши дни хранится в Третьяковской галерее. 


…………………………………………………………

   • …/… среда Пасхальной седмицы; 12 июля; 14 октября( 01.10.ст.с.)

«КАСПЕРОВСКАЯ»

_ Кас­пе­ров­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся ве­ли­кой свя­ты­ней го­ро­дов Хер­со­на и Одес­сы, где она пре­бы­ва­ет око­ло ше­сти ме­ся­цев в го­ду. Дни при­не­се­ния ее в Одес­су (1 ок­тяб­ря), и от­ше­ствия ее – в чет­вер­тый день Пас­хи – ста­ли ве­ли­ки­ми цер­ков­ны­ми тор­же­ства­ми. Считается,что во время войны 1853 — 1855 годов именно эта икона стала защитницей г. Одессы от вторжения неприятельских войск. Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году.

До этого образ хранился у помещицы Иулиании Иоанновны Касперовой, которая получила его по наследству как родовую святыню в 1809 году.


…………………………………………………………

 • …/… Вторник  Светлой седмицы; 06 мая (23 апреля ст.ст); 21 апреля (переход); 26 октября; 25 февраля.

«ИВЕРСКАЯ»

_ История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом.

Празднование памятных дат, связанных с этим чудодейственным образом, установлено несколько раз в году.

Иверская икона – покровительница Москвы. Почитаемая в России икона является списком с древнего образа, который хранится в Иверском монастыре на Афоне.


…………………………………………………………

   • 17 апреля (04.04. ст.с.)

«ГЕРОНТИССА»

 _На се­ве­ро-во­сточ­ном склоне Свя­той Афон­ской Го­ры, на от­вес­ной ска­ле у са­мо­го мо­ря на­хо­дит­ся мо­на­стырь Пан­то­кра­тор, ос­но­ван­ный в 1361 го­ду гре­че­ским им­пе­ра­то­ром. Там хра­нит­ся чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ге­рон­тис­са», что зна­чит «Ста­ри­ца» или «На­сто­я­тель­ни­ца». По молитвам перед этим Образом, Бо­го­ма­терь мно­го­крат­но яв­ля­ла Свое осо­бое по­пе­че­ние. Спис­ки иконы ста­ли по­яв­лять­ся во мно­гих хра­мах Гре­ции и до сих пор по­чи­та­ние ико­ны в Гре­ции ши­ро­ко рас­про­стра­не­но. Дру­гой спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны на­хо­дит­ся в Но­во-Тих­вин­ском жен­ском мо­на­сты­ре в Ека­те­рин­бур­ге. На­пи­сан он на Афоне, в са­мом мо­на­сты­ре Пан­то­кра­тор, а ри­зой укра­шен в Гре­ции.


…………………………………………………………

 • 16 апреля (03.04. ст.с.)

«НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ» 

а иконе Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца дер­жит Сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Сы­на на пра­вой ру­ке, а в ле­вой ру­ке у Нее – цве­ток бе­лой ли­лии. Этот цве­ток сим­во­ли­че­ски зна­ме­ну­ет неувя­да­е­мый цвет дев­ства и непо­роч­но­сти Пре­чи­стой Де­вы, к Ко­то­рой так и об­ра­ща­ет­ся Свя­тая Цер­ковь: «Ты еси Ко­рень дев­ства и Неувя­да­е­мый Цвет чи­сто­ты». Спис­ки этой ико­ны про­сла­ви­лись в Москве, Во­ро­не­же и дру­гих ме­стах Рус­ской Церк­ви.  


…………………………………………………………

 • 01 апреля (19.03. ст.с.)

«УМИЛЕНИЕ» СМОЛЕНСКАЯ

моленская икона Божией Матери, именуемая «Умиление», явилась в 1103 году в Смоленске. Известна и другая  икона «Умиление» из местечка Окопы (под Смоленском). Она находилась в лагере русских войск воеводы Шеина, удерживавших в течение 20 месяцев (1611 — 1613) польских захватчиков от разграбления Смоленска.


…………………………………………………………

 • 27 марта (14.03), 29 августа (16.08)

«ФЕОДОРОВСКАЯ»

еодоровская чудотворная икона Божией Матери хранится в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.


…………………………………………………………

   • 20 марта (07.03. ст.с.)

«СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ»

 _Ико­на на­зва­на так по над­пи­си, со­хра­нив­шей­ся на иконе: «Аз Спо­руч­ни­ца греш­ных к Мо­е­му Сы­ну…». Одна из самых трогательных, самых удивительных икон. Духовный смысл ее — в безграничной любви Божией Матери к людям. Она «ручается» Господу за нас грешных. Мы согрешили и достойны наказания. А Богородица ищет, как бы защитить нас спасающей благодатью, привести к покаянию. Мы еще и не думаем об исправлении, а Она уже свидетельствует Господу о нашем желании покаяться. На иконе и удивительная надпись! Смысл ее в том, что Господь обещает Богородице («дает руце»), что всегда будет прислушиваться к Ее мольбам за нас, за весь род человеческий.


…………………………………………………………

   • 15 марта (02.03. ст.с.)

«ДЕРЖАВНАЯ»

кона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения царя-мученика Николая II от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича (расстрелян большевиками в Перми в июне 1918 года). Символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.


…………………………………………………………

• 25 февраля (12.02); 26 октября (13.10); вторник Светлой седмицы.

«ИВЕРСКАЯ»

разднование иконе, именуемой «Иверская»- установлено несколько раз в году.  По преданию Святой Горы Афон, этот Образ впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила, во времена иконоборческих гонений. Также известна история (XI век)   когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп. Под молебное пение братии, старец Гавриил ступил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону. В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Икона именуется «Портаитисса» т.е.«Привратница»;  а месту явления в Иверской обители, она называется Иверской.  Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»


…………………………………………………………

• 08 января (26.12.ст.с.)

«О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ »

а­зва­ние иконе да­но по пер­вым сло­вам гим­на, по­свя­щён­но­го Бо­го­ро­ди­це: «О Те­бе ра­ду­ет­ся, Бла­го­дат­ная…» Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на в рай­ском са­ду на фоне мно­го­гла­во­го хра­ма – сим­во­ла Небес­но­го Иеру­са­ли­ма. У под­но­жия тро­на, на ко­то­ром вос­се­да­ет Бо­жия Ма­терь с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, изо­бра­жён ав­тор гим­на – пре­по­доб­ный Иоанн Да­мас­кин, пес­но­пи­сец (па­мять 17 де­каб­ря по но­во­му сти­лю), в ру­ках ко­то­ро­го сви­ток с тек­стом гим­на. Вни­зу – сонм пра­во­слав­ных свя­тых, сла­вя­щих Бо­го­ро­ди­цу.


…………………………………………………………

 • 08 января (26.12.ст.с)

« СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ »

обор Пресвятой Богородицы — это собрание, в которое входили лица близкие Пресвятой Деве Марии, Иосифу Обручнику, а также и Господу Иисусу Христу.
В составе Собора Пресвятой Богородицы совершается память тех, кто по плоти был близок к Христу: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предок по плоти Иисуса Христа), святого апостола Иакова, брата Господня (сын от первого брака Иосифа Обручника).


…………………………………………………………