ПОСТИМСЯ   ПОСТОМ …  
         ….. Слово  приятный  в славянском языке имеет значение   «тот который принимается».

По магазинам — с компасом и лупой?

Как причудливо меняется порой смысл хорошо, казалось бы, знакомых слов и выражений при перенесении их в иной «контекст»! 

Вот такое знакомое, всем известное, у всех на слуху сущее: «Постимся постом приятным»...  С радостным смехом произносят эти слова православные люди, заходящие в трапезную после продолжительной службы, утомленные, голодные, но довольные: труд «бденный» остался позади, а на столе– «утешение».
 Конечно, все блюда постные, но  сколько есть рецептов всевозможных – знай лишь выбирай, что нравится!   Тем более что в наше время чего только в магазинах нет: и гады морские, которых по «афонской традиции» принято в субботу-воскресенье вкушать, и сладости, без молока, яиц и масла, и фрукты-овощи, в разных концах света выращенные и собранные.

Разумеется, при таком количестве разносолов, при премудром попечении о столах, пост может быть приятным и даже очень.

* * * * * * * * * * * * * * * 

Особенно если человек просто-напросто устал от привычного своего рациона, чувствует необходимость воздержаться от мяса-птицы-рыбы, отдохнуть от того, что утучняет фигуру, отягощает чрево. Не говоря уже о том, что немало есть людей, которым постная пища просто нравится. Неслучайно практически во всех приличных ресторанах предлагается сегодня посетителям постное меню, вместе с обычным.

 

Так что да – постимся постом приятным, и хорошо постимся… Остается дело за малым – спросить себя: приятным кому? – Как кому?  Нам, кому же еще!
И как-то трудно, словно сквозь туман какой-то, припоминается, проступает в сознании основательно подзабытое: «…приятным, благоугодным Господеви».  Оказывается, не для нас должен он быть приятным, а для Бога. Да мы ведь и знали это. Разумеется, знали!  Просто такие мы существа, что даже на подсознательном уровне, без умышления, обдумывания стараемся, как правило, упростить сложное, сократить продолжительное, облегчить трудное.  И в общем-то ничего в этом худого, предосудительного нет: это вполне разумно, рационально.  С одним, пожалуй, «но»: рационализм уместен практически всегда, кроме тех случаев, когда речь идет о духовном, особенно же – о подвиге. А пост, лишенный элемента подвига, удобно превращается в диету.
Подвиг же, безусловно, не в том заключается, чтобы уморить себя голодом, дойти до физического и нервного истощения, сделаться неспособным ни к какому общественно или даже лично полезному деланию.
Кому-то и масло необходимо растительное даже в среду и пяток, кому-то гады морские, кому-то рыба, а кому-то, может быть, и молочное даже… и мясное – например, если у человека открытая форма туберкулеза,или малокровие, или сложный перелом. Или еще что-то подобное.
Подвиг – он тогда, когда мы ради того, чтобы угодить Господу, трудимся, напрягаемся, преодолеваем себя, подвигаемся к тому, что впереди, что еще кажется недостижимым, но, тем не менее, остается верным, правильным ориентиром.
И пост тогда пост, когда в нем есть момент самоутеснения, самоограничения, лишения себя привычной вольготности, свободы в угождении плоти, чтобы хотя бы немного воспрял, ожил обычно подавляемый ею дух.  Поэтому не будем превращать и его в удовольствие и развлечение. Не будем бездумно повторять слова церковного песнопения, опуская при этом самое главное и значительное в нем.  Иначе легко может оказаться так, что нам пост приятен будет. А вот Господу – нет…

Игумен Нектарий (Морозов)

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

Комментарии закрыты.